Что нужно знать о диктантах?
Что необходимо
учитывать, когда составляем текст контрольного диктанта? Учитываем класс,
уровень подготовки, объем текста и задания к нему, программу, конкретные темы
раздела, количество и типы изученных орфограмм.
Подбираем
такие тексты, в которых изученные орфограммы и пунктограммы были бы
представлены двумя-тремя случаями. В тексты могут быть включены те вновь
изученные орфограммы, которые достаточно закреплялись на 2-3 предыдущих уроках.
В диктанте
должно быть: в 5-м классе - до 5 слов, в 6-м - 7-м классах – не более 7 слов, в
8-м - 9-м классах - не более 10 различных слов с непроверяемыми написаниями.
Объем
диктанта: для 5 класса - 90-100 слов, для 6 класса - 100-110 слов, для 7 класса
- 110-120 слов, для 8 класса - 120-140 слов, для 9 класса - 150-170 слов, для
10-11 класса - 200-250 слов. При подсчете учитываются как самостоятельные, так
и служебные слова. Если диктант сопровождается грамматическим заданием, объем
его сокращается на 10 слов.
При оценивании
диктантов принимаем во внимание ошибки негрубые, однотипные и повторяющиеся.
Если в одном непроверяемом слове допущены две ошибки, то все они считаются за
одну ошибку.
При наличии в
контрольном диктанте 5 поправок (исправления неверного написания на верное)
отметка снижается на один балл (но не ниже отметки «3»). Отличная оценка не
выставляется при наличии трех и более исправлений.
Диктант
оценивается одной отметкой.
«5»
выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой
орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
«4» - при
наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1
орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии
орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических
ошибках, если среди них есть однотипные.
«3» - допущены
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5
пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии
орфографических ошибок. В 5-м классе допускается выставление оценки «3» за
диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.
В пятом классе
допускается выставление оценки «3» при наличии 5 орфографических и 5
пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
При большем
количестве ошибок диктант оценивается отметкой «2».
Обращаем
внимание на предел, превышение которого не позволяет выставлять какую-либо
отметку. Таким пределом является для «4» - 2 орфографические ошибки, для «3» -
4 орфографические ошибки (для 5-го класса - 5 орфографических ошибок).
В комплексной
контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического,
лексического, орфографического, грамматического) задания, отдельно оценивается
диктант и задание.
При оценивании
выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
«5» ставится,
если ученик выполнил все задания верно.
«4» - ученик
выполнил правильно не менее 2/3 заданий.
«3» -
выполнена половина заданий.
«2» - за
работу, в которой выполнено менее половины заданий.
Орфографические
и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий,
учитываются при оценивании диктанта.
Объем
словарного диктанта: для 5 класса - 15-20 слов, для 6 класса - 20-25 слов, для
7 класса - 25-30 слов, для 8 класса - 30-35 слов, для 9 класса - 35-40 слов,
для 10-11 класса - до 70 слов (до конца 1 четверти, а в 5-м классе - до конца 1
учебного полугодия сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего
класса).
При оценке
контрольного словарного диктанта ставим:
«5» за
диктант, в котором нет ошибок.
«4» допустили
1-2 ошибки.
«3» допущено
3-4 ошибки.
«2» - 7 и
более ошибок.
|