КАК
ПОМОЧЬ ДЕТЯМ В АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
(для
родителей)
Адаптация
к школе
- это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый ребенок
переживает и осознает по-своему. Период адаптации ребенка к школе может длится
от 2-3 недель до полугода.
В
образовательных учреждениях района в конце октября – ноябре ежегодно проводится
диагностика адаптации к школе среди первых и пятых классов. Анализ результатов
диагностики показывает, что не все дети успевают адаптироваться за этот период.
Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, уровня
сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и
т.д.
Первый
класс
В первый раз дети, как правило, идут в школу с удовольствием. Однако поддерживать положительное отношение к ней
бывает очень непросто даже на протяжении обучения в первом классе. Интенсивная
учебная программа, жесткие требования учителей и родителей, хроническое
утомление от перегрузок - все это способно вызвать у первоклассников страх
перед школой, педагогом, ответом у доски, домашней работой.
К основным внешним признакам школьной дезадаптации относятся
не только затруднения ребенка в учебе, но и проявление агрессии по отношению к
людям и вещам, чрезмерная подвижность, упрямство, неспособность сосредоточиться
для работы, повышенная возбудимость. В результате школьной дезадаптации
усиливается вероятность возникновения у детей болезней психосоматического
характера. Поэтому ее профилактика становится одной из важнейших задач учителей
начальной школы, школьного психолога. Но для ребенка очень важна и поддержка
родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.
Итак, некоторые практические рекомендации
родителям первоклассников:
·
Будите ребенка спокойно,
проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не
подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности,
даже если «вчера предупреждали».
·
Не торопите. Умение рассчитать
время - ваша задача, и если плохо удается, то это не вина ребенка.
·
Не отправляйте ребенка в школу без
завтрака, до школьного завтрака ему придется много поработать.
·
Ни в коем случае не прощайтесь,
предупреждая: «Смотри не балуйся!», «Веди себя хорошо!», «Чтобы
сегодня не было плохих отметок!» и т. п. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите,
найдите несколько ласковых слов - у него трудный день.
·
Если видите, что ребенок огорчен,
но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоиться, тогда и расскажет все сам.
·
После школы не торопитесь садиться за
уроки, необходимы два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы
часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления
уроков с 15 до 17 часов.
·
Не заставляйте делать все уроки в один
присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 - минутные
«переменки», лучше, если они будут подвижными.
·
Во время приготовления уроков не сидите
над душой, дайте возможность ребенку работать самому, но если нужна
ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка: «Не волнуйся, все
получиться!», «Давай разберемся вместе!», похвала необходимы.
·
В общении с ребенком старайтесь
избегать условий: «Если ты сделаешь, то...». Порой условия становятся
невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень
сложной ситуации.
·
Найдите (постарайтесь найти) в
течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только
ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами
семьи.
·
Выработайте единую тактику общения всех
взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической
тактики решайте без ребенка.
·
Помните, что в течение учебного года есть
критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает
утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для
первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов), середина второго
триместра (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина
третьего триместра. В эти периоды следует быть особенно внимательны к состоянию
ребенка.
·
Будьте внимательны к жалобам ребенка
на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные
показатели трудности учебы.
- Учтите, что даже «совсем большие» дети
(мы часто говорим: «Ты уже большой!» 7-8 -летнему ребенку) очень любят
сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает
их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть.
Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений,
не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.д.
Пятый класс
Переходный период из начальной школы в основную влияет на
всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов). У
пятиклассников изменились социальное окружение (новый состав класса и учителей)
и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования).
Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной.
Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности
представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о
ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.
Для младшего подросткового возраста характерной особенностью является
представление или ощущение себя в известной мере взрослым. Поэтому бывшему
младшему школьнику бывает очень сложно адаптироваться. Необходима комплексная
поддержка и со стороны школы, и со стороны
родителей.
Что же можно посоветовать родителям пятиклассников?
·
Главное
— абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и
недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.
·
Постарайтесь
понять, с какими трудностями сталкивается ребенок при переходе из
начальной школы в основную. Не отказывайте ребенку в помощи при подготовке
домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребенка,
делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности.
·
Помогите
пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии
классного руководителя и учителей-предметников. Познакомьтесь лично с ними,
установите контакт.
·
Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в
присутствии ребенка, даже если вам кажется, что для этого есть повод.
Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель
был вашим союзником.
·
Обеспечьте своему ребенку
соблюдение
оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.
·
Позаботьтесь
о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса,
приглашайте их в свой дом.
·
Создайте
ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с
подростками.
·
Радуйтесь
достижениям своего ребенка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими
детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.
- Забудьте фразу «Что сегодня получил?». Встречайте ребенка
спокойно, без вопросов, дайте ему отдохнуть.
·
Когда, откуда и в
каком бы виде
ни вернулся ваш ребенок домой, встречайте его с любовью!
Уважаемые родители!
Помните, завтра у
ребенка новый день, и вы должны сделать
все, чтобы ребенок был спокойным, добрым и радостным.
Педагог-психолог РММЦ
Гололобова А.
|