Современные условия и требования, прописанные в
многочисленных нормативных документах в
сфере образования, в частности: проект
национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», «Концепция
модернизации российского образования до 2020 года», Закон РФ «Об образовании», ведение стандартов нового поколения,
предъявляют новые требования к качеству образования. Это определяет основные
задача и направления деятельности методической службы района представленной
муниципальным учреждением «Нижнеингашский районный межшкольный методический
центр»
Деятельность ММЦ направлена на оказание методической поддержки
образовательным учреждениям района в осуществлении государственной политики в
области образования и совершенствование профессиональной квалификации педагогических
работников района, технической
поддержки образовательных учреждений района в сфере использования
информационных технологий.
Основной целью деятельности методического центра является совершенствование
профессиональной компетентности педагогов, улучшение организации
учебно-воспитательного процесса, обобщение и распространение передового
педагогического опыта в образовательных учреждениях района, и, в конечном
счете, повышение эффективности и качества образовательного процесса.
В соответствии с целью были определены задачи:
1. Методическое обеспечение роста профессиональной компетентности
руководящих и педагогических работников учреждений района.
2. Информационно-методическая поддержка внедрения нового содержания
образования, использования новых педагогических технологий и средств обучения.
3. Информационное,
статистическое, методическое и аналитическое
обеспечение оценки уровня образовательных достижений обучающихся в
соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
4. Методическое сопровождение и поддержка педагогов и интеллектуально,
художественно и спортивно одаренных детей, обеспечение возможности участия
одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах.
5. Создание условий для развития информационной инфраструктуры
образовательных учреждений района и методическое сопровождение внедрения и
использования в образовательном процессе информационных технологий.
1.
Методическое обеспечение роста профессиональной
компетентности руководящих и педагогических работников учреждений района.
Методическое обеспечение роста профессиональной компетентности руководящих
и педагогических работников учреждений района на протяжение нескольких лет
простраивается через организацию и методическое сопровождение непрерывного
повышения квалификации, участия в профессиональных конкурсах различных уровней,
заседания районных методических объединений и творческих групп, конференциях,
мастер-классах и т.д.
Повышение квалификации педагогов реализуется в нескольких формах: очная,
дистанционная и очно-дистанционная.
Основным партнером в вопросах повышения квалификации является Красноярский
краевой институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, совместная работа с
которым строится на основе «Соглашения о сотрудничестве». Соглашение
предполагает, что процесс планирования курсовой подготовки в учреждении носит
системный, а не спонтанный характер. Каждый учитель получил возможность
выбирать самостоятельно курс повышения квалификации и планировать рост своего
профессионализма на 3-4 года.
В период 2010 – 2011 учебного года на базе Красноярского краевого института
повышения квалификации, Канского педагогического колледжа и Красноярского
педагогического колледжа № 1 им. Горького прошли курсы повышения квалификации
198 работника образовательных учреждений района, из них педагогических
работников - 155 чел., руководящих
работников – 37 и 6 педагогов прошли курсы переподготовки.
Наиболее востребованными
являются курсы по следующим направлениям:
- становление и совершенствование профессиональной компетентности педагога
по предметным областям – 117 чел.,
- освоение педагогами способов
деятельности в области здоровьесбережения – 4
чел.,
- освоение и совершенствование
профессиональной компетентности педагогов по новым технологиям обучения – 43
чел,
- подготовка педагогов умению
обучать предмету в формате ЕГЭ и ГИА – 11 чел,
- повышение уровня управления ОУ –
11 чел,
- развитие информационно-методической
компетентности педагогов – 9 чел.
- «Автоматизация библиотечной и информационно – библиографической
деятельности в библиотеках» - 4 чел.
Введение Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования в
школах района с 1 сентября 2011г. повлекло за собой необходимость
переподготовки учителей начальных классов. В апреле 2011 года 22 педагога из 18 школ района прошли курсы повышения
квалификации на базе Канского педагогического колледжа. В мае
2011 г. проведен семинар для школьных команд «Содержание деятельности
управленческих команд образовательных учреждений по введению ФГОС НОО», в
котором участвовали 32 представителя руководящих работников из 20 школ района,
ММЦ, управления образования.
Перспектива открытия коррекционных классов в общеобразовательных
учреждениях района потребовала профессиональной подготовки педагогических и
руководящих кадров школ. В феврале –
марте 2011г. на базе района КК ИПК и ПП РО провел семинар и курсы повышения
квалификации по теме «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в
специальных (коррекционных) классах 8-го вида общеобразовательных школ», в
которых приняли участие 25 педагогов.
Дистанционная форма обучения так же становится востребованной среди
педагогов района. Так, в прошедшем учебном году на дистанционных курсах
обучились ____ педагогов, из них в «Педагогическом университете «Первое
сентября» - , на «Дистанционном
обучении Красноярья» - .
Необходимо отметить низкий процент участия в курсах повышения квалификации
педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и учреждений
дополнительного образования детей. Так, из 116 педагогических работников
детских садов на курсы заявилось 24 чел., прошли 12 чел. (9 – очная форма и 3 – дистанционно),
что составило 10,3 % от общего количества. На следующий учебный год
необходимо продумать систему повышения квалификации для педагогических и
руководящих работников дошкольных учреждений.
Для ряда учреждений выполнение обязательств «Соглашения о сотрудничестве»
является актуальной проблемой. Так,
в 2010-2011 учебном году 21 педагог из 14 учреждений (таблица 1) отказались от прохождения ранее заявленных
курсов по различным причинам.